Как написать резюме: инструкция для студента
Резюме – это официальный документ с четкой структурой. Написать его кажется сложной задачей, особенно, если ты студент. НО это не значит, что без опыта вас никто никуда не возьмёт. В интернете очень много разных образцов, и они схожи. Нет того самого, благодаря которому вас точно пригласят на работу. Важно именно содержание, а не сам шаблон.
Для того, чтобы помочь вам правильно оформить резюме и не допустить ошибок при его составлении, мы обратились за советами к Антону Куприянову, HR эксперту, кандидату экономических наук, начальнику отдела подбора персонала АО СОГАЗ.
Основные пункты при составлении резюме:
1
Ф.И.О. и контакты
Самое просто — контакты. Резюме не может существовать без вашего имени и контактных данных.
Укажите их правильно и предоставьте HR’у выбор — в каких-то случаях электронная почта удобнее звонка по телефону.

И лучше завести рабочую почту. Это будет удобнее и вам во время работы и HR не будет вбивать длинный адрес или очень странную почту по типу: milashka@mail.ru, daytedeneg@gmail.com
2
цель поиска работы
Чётко сформулированную цель лучше уместить в 3−4 предложениях. Расписать ваши профессиональные планы, стремления и квалификацию. Здесь должны быть ваши амбиции и планы на саморазвитие. Можно уже подчеркнуть свои достижения, чтобы обозначить свой опыт и значимость.

Кроме этого, раздел цели идеален для того, чтобы показать свои знания о компании. Рекомендуется редактировать этот пункт при каждом собеседовании, не использовать шаблонные фразы, а показать желание работать именно в этой компании.
Чтобы правильно написать цель получения должности в резюме, используйте отработанную формулу: «Кто я, откуда, куда планирую двигаться».

НАПРИМЕР:

Меня зовут Мария. Я из города Казань. Моя цель поиска работы — стать востребованным специалистом в сфере рекламы и медиа, получить профессиональные навыки с возможностью карьерного роста. Уверена, что мой опыт, навыки и креативность помогут внести вклад в развитие вашего рекламного агентства и успешно реализовывать будущие проекты
3
опыт работы
Смысл этого раздела — показать, сможете ли вы выполнять задачи компании.

В этом разделе не обязательно должен быть опыт работы в крупной компании. Например, здесь можно написать про:

  1. Деятельность во время учёбы в университете: помощь в организации мероприятий, написание текстов для университетского журнала, создание и дизайн сайтов, участие и победы в олимпиадах и т.д. Не стесняйтесь указывать это. Всё это – ваш первый опыт.
  2. Стажировки – чаще всего они есть на старших курсах и всегда оформляются официально.
  3. Частичная занятость и фриланс – отзывы заказчиков по работе с вами это прямое доказательство вашей квалификации.
  4. Проекты и волонтерская деятельность. Социальный успех тоже значим для работодателя. Это покажет вашу ответственность и активность. А волонтерство, вообще – полноценная работа. Только неоплачиваемая.
НАПРИМЕР:


Внеучебная деятельность в университете:
— организация форумов Russian PR Week (поиск спикеров, площадок)
— копирайтер университетского журнала «Например» (написание статей, постов, редактирование текстов)
— фотограф и видеограф университетских мероприятий

Стажировка в коммуникационном агентстве «Название»:
— написание текстов
— анализ конкурентов
— анализ целевых аудиторий
— работа с аккаунтами в соц. сетях

Частичная занятость и фриланс:
— монтаж коротких видео для маркетплейсов
— разработка дизайна логотипа бренда — создание сайтов

Проекты и волонтерская деятельность:
— волонтер в проведении мероприятий АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов»
4
ОБРАЗОВАНИЕ
Диплом об образовании подтверждает ваши знания, но важны только актуальные данные. Укажите здесь свое высшее образование: бакалавр, магистр и т.д. Также можно рассказать о дополнительных курсах, которые вы проходили, семинарах, вебинарах - многие работодатели считают такие тренинги даже более ценными, чем опыт работы. Но курсы должны подходить к данной вакансии и быть полезны для дальнейшей работы по ней.
НАПРИМЕР:

Среднее общее образование

Неполное высшее. КФУ, бакалавр «Реклама и связи с общественностью» 2022−2026
Дополнительные курсы: «Веб-дизайн» и «Продвижение в социальных сетях»
Сертификаты прилагаю
5
о себе в резюме студента
Если у вас нет опыта работы, вам необходимо заполнить этот раздел. Компания готова взять мотивированного человека даже без опыта, но ей важно понимать, кого она берет и зачем. Работодатели не станут набирать большое количество студентов, если это не стажировка, ведь в компании должны быть сотрудники, способные приносить прибыль и обучать новых людей. Опишите здесь свои качества и достижения, которые не упоминались в других разделах резюме.
НАПРИМЕР:

Летом 2024 года я проходила практику в PR отделе «N Банка» — участвовала в разработке PR-стратегий, вела коммуникацию со СМИ. Работа PR-менеджера интересна мне, потому что здесь много проектов. Я ощущаю свою значимость, выполняя внутреннюю работу, разрабатывая стратегию для заказчика. Я считаю, что такие проекты позволят мне развиваться и учиться новому. Кроме того, мне понравилось работать в команде профессионалов, постоянно обмениваться идеями и находить креативные решения для сложных задач.
6
НАВЫКИ
Этот раздел важен для рекрутеров. Чтобы правильно его заполнить:

  • выпишите все свои навыки,
  • затем внимательно изучите требования вакансии,
  • выберите самые важные и релевантные.

Особое внимание уделите soft skills. Также важно описать программы, которыми вы владеете, если такие имеются, например, по методологии. Приложите сертификаты по прохождению этих программ, работодатели это оценят. Для неопытного кандидата функциональное резюме, сфокусированное на навыках и достижениях, будет более эффективным.
НАПРИМЕР:

Знание языков (русский, татарский, английский), исполнительность, тайм-менеджмент, работа в команде. Работая над организацией форума Russian PR Week в течение недели, я оставалась в университете каждый день до 21.00 со всей командой администраторов, чтобы успеть выполнить свои задачи и помочь другим. Я расписала сценарий организации мероприятия с дополнительным временем, не просчиталась и все уложились вовремя. Имею также навыки: фото- и видеосъемки, копирайтинга, разработка сайтов, работы в Figma, Photoshop.
На самом деле – подготовка резюме НЕСЛОЖНАЯ задача. В дальнейшем вы «набьёте руку», у вас уже будут какие-то заготовленные фразы.

Помните, что написание резюме - это уже неоценимый опыт! Желаем вам приглашений на собеседование и успехов в будущей карьере!
Начальник отдела подбора персонала АО СОГАЗ – Антон Куприянов отмечает, что цель должна быть ёмкая и раскрыта под профиль вакансии. Например, она может быть такой: получить опыт работы в рекламном агентстве или PR в коммерции; если цель - заработать, то не надо этого стесняться, нужно указать, что вакансия интересна для заработка.

Лучше указать очень «приземленную» цель. Например: реализовать свои теоретические идеи на практике и попробовать внедрить новую технику искусственного интеллекта в оценке публикаций. И показать почему вы этого хотите. Так удастся в большей степени «подкупить» рекрутеров, чем если писать общими фразами. Кроме этого, раздел цели идеален для того, чтобы показать свои знания о компании. Рекомендуется редактировать этот пункт при каждом собеседовании, не использовать шаблонные фразы. Покажите, что вам важно работать именно в этой компании.

Чтобы правильно написать цель получения должности в резюме, используйте отработанную формулу: «Кто я, откуда, куда планирую двигаться».
По мнению HR-эксперта, в этом блоке важно указывать стажировки и общественною работу в институте, только если это соотноситься с вакансией, на которую человек подает резюме. В противном случае, информация будет выбиваться из общего восприятия резюме. Если компания занимается волонтёрской деятельностью, то будет плюсом, если вы тоже. А если компании это не близко, то и пункт не особо будет иметь значение.
Здесь же можно расписать занятость и формат, которые были бы вам удобны, например, полная или частичная занятость, формат работы офлайн, онлайн или гибрид. Если вы пока не определились, но готовы к обсуждению этого вопроса, тоже стоит об этом упомянуть.
«Здесь абсолютное правило – указывать все профильное образование, которое поможет оценить кандидата по вакансии. Есть различные курсы, семинары их можно пройти и указать об этом в резюме. Естественно, это тоже должно коррелировать с вакансией», - сообщает Антон Куприянов.
По мнению HR эксперта:

- «О себе», это, наверное, самый важный блок. Здесь нужно написать «от себя», «от сердца», почему та или иная вакансия вам интересна, что она для вас значит.
Также Антон Куприянов говорит «лучше, чтобы объём резюме не превышал 1 страницу, даже 70-80% от неё. Писать его не шаблонными фразами, а от человека к человеку, писать адресно. Постоянно редактировать резюме для разных вакансий и для разных компаний. Например, сделать для рекламного агентства одно резюме, для государственного сектора другое, в коммерческую службу третье. Обратить на себя внимание грамотным резюме студенту вполне реально, в целом, сейчас на рынке труда кадровый голод, поэтому студентов смотрят охотно и готовы брать».
Антон Куприянов отмечает:
«Телефон – самый быстрый способ связи, важно, чтобы он был интегрирован вместе с мессенджерами, например, WhatsApp или Telegram. Можно также указать свой аккаунт в Telegram. Часто рекрутеры не звонят, а используют именно эти мессенджеры для связи с кандидатами».
Авторы статьи: Сергеева Дарья и Андреева Дарина
07.11.24