Целевая аудитория — как точно не ошибиться с ее определением?
Мечтаешь успешно запустить свой бизнес? Тогда тебе точно нужно разобраться в целевой аудитории и её предназначении. Давай делать это вместе. Обещаем, что будет не сложно!
Целевая аудитория (ЦА) — это группа потенциальных покупателей, которой интересен товар или услуга. Без определения ЦА очень сложно выстраивать успешные коммуникации и продвигать свои проекты. Как говорится, сначала она, а потом уже Ариана Гранде...
Это база! Перед тем, как начинать работать с ЦА, сначала необходимо определиться с позиционированием и концепцией товара, услуги. Это поможет очертить границы ЦА. Например, ты сразу поймешь, что люксовый и эксклюзивный продукт не подойдёт для среднестатистического потребителя. Тут ЦА будет более «лакшери»
Шаги к успешному определению целевой аудитории
Один из самых доступных способов узнать целевую аудиторию — просмотреть подписчиков у конкурентов. Проанализируй аккаунты людей, на кого они подписаны,
чем интересуются, какой контент выкладывают, что они репостят и лайкают.
Всё это поможет тебе узнать больше о целевой аудитории и жизни их представителей.
На этом этапе можно начать сегментировать аудиторию. Что это такое?
Продолжай читать и мы обязательно расскажем
- Проанализировать аудиторию конкурентов
На этом шаге тебе нужно описать обычный день из жизни ЦА:
что человек делает, когда встаёт утром, идет на работу, как проводит свободное время.
Здесь важно обратить внимание на то, в каких ситуациях представителя ЦА твой продукт может быть использован.
Например, ты продаешь красивые ошейники для животных с кулонами.
Одна из целевых групп — это девушки 25 лет, которые относятся к категории «человек-визуал», работают фотографами. Назовём эту ЦА «Адекватная эстетик гёрл». Они любят глазами, ценят красоту окружающего мира, для них важна визуальная гармония, чтобы всё сочеталось. Отдельное место в её сердечке занимает питомец.
- Дома. Такая девушка неспешно встает, уделяет время себе, играет с питомцем, развивает насмотренность в Пинтересте, пишет посты в телеграм-канал про фотографии.
- На работе. Очень любит свою работу. Делает портретные, сюжетные фотосессии,
а также устраивает фотосъемки хозяевам с их животными. И фотографирует своего питомца.
- Во время досуга. Предпочитает активный отдых со своим питомцем, часто гуляет с ним по городу и ищет новые локации для съёмок.
Заметил, что в каждой категории есть взаимодействие с животными? Здесь раскрываются важные карты. Можно понять, что питомцу девушки нужен ошейник для прогулок, для фотосессии, девушка может рассказать об ошейниках своим клиентам
Этот этап рассказывает, как и с помощью каких каналов представители ЦА могут узнать о продукте, услуге. Каналами могут быть: ТВ, соцсети и соцмедиа, СМИ, статьи, реклама, сарафанное радио. Здесь ты анализируешь на что подписан человек, что читает. Эта информация подготавливает почву для будущих рекламных и PR кампаний, через которые и получится коснуться ЦА.
Например, та же ЦА «Адекватная эстетик гёрл» подписана на телеграм-каналы («Фотоаппарат», «Правое полушарие интроверта», «The ballroom»), ВК паблики («Мобильная фотография», «Woman crew», «Naked movie»)
Важно сегментировать целевую аудиторию, т.е. поделить ее на группы по каким-то общим признакам. Например, по мотивам покупки, болям, приоритетам в продукте, образу жизни. Сегментация по болям и потребностям потребителя — одна из самых важных. Найдя их, ты сможешь понять и объяснить, как твой продукт впишется в жизнь ЦА, поможет удовлетворить её потребность и закрыть боли. Рассмотрим всё тот же пример с ошейниками. Боль у целевой группы — каждый аспект её жизни должен быть эстетичным и красивым. Она хочет поддерживать свой образ женственной девушки, который транслирует обществу. Потребность — её питомец занимает важную часть в жизни, поэтому и он должен выглядеть на 100 эстетик из 10;
Самые базовые признаки:
- Социально-экономические (доход, образование, работа, социальный статус, платёжеспособность);
- Географические (расположение аудитории, города, страны, районы, регионы);
- Демографические (пол, возраст);
- Психографические (интересы, что читают/смотрят по ТВ/смотрят в интернете, привычки, хобби, увлечения, боли, страхи, образ жизни, ценности).
Пойми зачем тебе нужно её делить. Узнать, какие потребности есть у ЦА? Найти подход к нерешительной ЦА? Эффективно настроить таргетированную рекламу?
Не забывай:
1) ЦА — это не описание одного человека, а описание целевой группы.
2) Важно анализировать ЦА конкурентов и находить в них подтверждение или опровержение своих теорий о портрете ЦА
Важно понять, что она думает, какие действия совершает прямо перед тем, как приобрести продукт и после покупки. Рассмотрим тот же пример магазина ошейников и той же ЦА. Её действия перед покупкой — посмотреть отзывы о товаре, обратить особое внимание на внешний вид товара и на сочетание цветов. Представитель ЦА может долго выбирать расцветку. Действия после — сделать фотосессию с продуктом на питомце, выложить её в сторис и в ленту, отправить кружочек в Телеграм своим подружкам с милым питомцем, запостить Reels под милую песню.
Таким способом можно проникнуть в мир потребителя и заранее закрыть часть его вопросов до покупки и понять, в каких ситуациях продукт существует в жизни ЦА
и как можно продолжить взаимодействие с потребителем после покупки. И всё это благодаря тому, что мы ранее узнали действия и мысли целевой аудитории перед покупкой и после
Когда ты собрал все данные из пунктов выше, ты можешь их оформить в портрет ЦА.
В нём ты описываешь всю ту же ЦА, просто очеловечиваешь её: представляешь среднее значение всех людей из этой группы, даёшь ему имя и представляешь как существующего человека.
Среднее значение — собирательный образ людей группы.
Самое главное — удобно оформить портрет, чтобы в нём можно было быстро ориентироваться. Можешь использовать приложение MindMeister. Оно позволяет создавать интеллект-карты.
Еще в нем можно одновременно работать вместе с коллегами над совместными проектами.
Как выглядит портрет в этом приложении можешь посмотреть на скрине
Этот портрет целевой аудитории прописан к учебному проекту, магазину, продающему фотокниги и фотоальбомы на различные тематики. Уникальность продукта: оформление продукта дизайнером по тематике клиента, возможность оформления страниц ручной работой (скрапбукинг), одна из тематик альбомов — мемная.
Надеемся, что ты узнал из наших советов что-то новое. Раскручивай ЦА на все 360 градусов! Не бойся рассматривать и изучать аккаунты людей до самых мелочей, словно под микроскопом. Можешь представить себя тем самым агентом ФБР, который смотрит на тебя через камеру телефона. Чем ярче и жизненнее ты опишешь портрет ЦА, тем круче. Ты действительно начнёшь чувствовать целевую аудиторию и сможешь ловко попасть
к ней в разум.
Как говорится, я уже у неё в голове. Наша команда в тебя верит ❤
2. Выяснить, каким образом товары/услуги вписываются в образ жизни ЦА (дома, на работе, во время досуга)
3. Найти точки соприкосновения с ЦА
4. Проанализировать ход мыслей ЦА
5. Провести сегментацию ЦА
Автор статьи: ГЕРАСИМОВА АНАСТАСИЯ